Сиде, Турция 2013ВведениеЗавсегдатаи средиземноморского побережья Оля и Дима позвали в этом году присоединиться к традиционным покатушкам в Турции. В этом году вместо заезженного Кемера решили поехать в район Сиде в составе: Дмитрий (DirectX), Ольга (Solnce), Руслан (Arvel), Гюзель (Nanger granti).
В марте забронировали путевки у туроператора Корал в отель
Большая жемчужина c 20 апреля по 3 мая. Начали изучать местность, маршруты на
gpsies.com,
everytrail.com и отчёты покатушечников и с Веломании.
Подготовка и перелётЗа несколько дней до отправления начали упаковывать велосипеды. Сначала мы их разобрали, обмотали трубками из изолона. Вместо колёс установили проставки – в вилку специальную пластиковую, которую взяли у сборщика велосипедов в Триал-спорте, а в раму – деревянную на саморезах. Сняли тормозные диски, чтобы их не помяли. Затем обмотали пупырчатой плёнкой и сверху стрейч-плёнкой. Потом привязали ремень для переноски. Велосипеды не пострадали.
В первый день собирали велосипеды, обживались в отеле.
21 апреля – Сиде, МанавгатПервую поездку решили совершить на главную местную достопримечательность – античный греко-римский город Сиде, название которого с анатолийского диалекта означает «гранат». Главные достопримечательности Сиде – храм Аполлона, Амфитеатр, Агора. Самое большое впечатление произвел храм Аполлона, который стоит прямо на берегу моря.
Осмотрев достопримечательности, выезжаем в сторону Манавгата – города, стоящего на одноимённой реке. В центре города на горе построен очень красивый искусственный водопад. С вершины открывается прекрасный вид на город. Настоящий же водопад находится в нескольких километрах от города и представляет собой живописные пороги на реке Манавгат.
Дневной пробег – 48 км.
22 апреля – второй этап Тура ТурцииВ этот день проходил второй этап Тура Турции: Аланья – Анталья. Мы не могли пропустить такое крупное велосипедное событие. С утра скатались по шоссе D400 до Белека, а на обратном пути расположились у промежуточного спринтерского финиша недалеко от Аспендоса. Сначала организаторы установили ворота промежуточного финиша, затем приехали комиссары гонки и разметили линию финиша. Вот уже появились автомобили с символикой Тура Турции и технички команд. И вот на горизонте появился отрыв, который и разыграл спринтерские очки.
Видео про спринтЧерез пару минут показался и основной пелотон.
Видео про пелотонНа обратном пути по трассе D400 занимались очень увлекательным занятием – сбором фляжек
, я даже нашёл одну мюзетту – сумку для еды. Навстречу попался конкурент – парень на шоссейнике, который ехал от самой Аланьи с большим рюкзаком, набитым фляжками.
Дневной пробег – 84 км.
23 апреля – поездка по грунтам: Гюндоду – Чардак – Саырини – Ташаыл – ГюндодуДима и Оля в этот день решили исследовать близлежащие дикие пляжи.
Нам с Гюзель после первых шоссейных дней захотелось прокатиться по грунтам. На gpsies нашли трек какого-то бельгийского велосипедиста и поехали по мотивам этого трека. По грунтам кататься понравилось намного больше, чем по шоссе. Чуть отъехав от туристической зоны, мы оказались в сельскохозяйственной Турции. Местное население приветливо, маленькие дети все как один кричат «Хало! Хало!». Когда проезжали мимо лесного скотного двора, к нам на дорогу выбежал пастух, чтобы поприветствовать, пожать руку и спросить, откуда мы.
Доехав до деревни Чардак, мы решили пополнить фляжки водой, но сельпо не оказалось. Однако местные жители предложили нам набрать воду из общественных питьевых кранов у мечети. В Турции широко распространены такие питьевые краны.
В деревне Саырини зашли в магазин, взяли мягкие рулетики и айран. Была мысль ехать дальше на каньон Кёпрюлю, думали, что он недалеко. Продавцы в магазине сказали, что это ещё 25 км в одну сторону с очень крутым рельефом. Вместо каньона решили поехать вдоль реки Кёпрючай. Обратная дорога далась легче, так как пролегала в основном по асфальтированным дорогам.
Трек поездкиДневной пробег – 70 км.
24 апреля – поездка на ОймапинарПосле вчерашней интенсивной покатушки по грунтам я и Гюзель решили отдохнуть на пляже и сходить в хамам, а Оля с Димой поехали смотреть плотину Оймапинар и Зелёный каньон. Плотина Оймапинар находится на реке Манавгат. Водохранилище, образованное плотиной – это и есть Зелёный каньон. Плотина построена в 1983 году для выработки электроэнергии гидроэлектростанцией. Подняться на плотину можно по крутому серпантину.
Ездили Дима и Оля туда и обратно по шоссе – сначала по трассе D400, до Манавгата, а затем по D695 до самой плотины. И как оказалось позднее, это было весьма разумным решением.
Дневной пробег около 80 км.
25 апреля – Селевкуя, Оймапинар, грунтыВдохновленные рассказами Оли и Димы о Зеленом каньоне, мы с Гюзель решили в этот день съездить туда, но не по шоссе, а по грунтам, заодно посетив руины древнего города Селевкуя. Накануне, просматривая варианты поездки по грунтам, нашли на gpsies.com трек до Селевкуи. Решили ехать по нему. На деле трек оказался весьма запутанным, иногда отсутствовали нужные повороты. В итоге мы довольно сильно плутали по сельским дорогам, полям и лесным тропинкам. Дороги от Ишиклара до Селевкуи напрямую не оказалось и пришлось делать крюк. Тем временем солнце уже начало припекать, а подъем до Селевкуи оказался тяжёлым. Последний километр – крутая грунтовая дорога. Иногда приходилось спешиваться. Но вот мы, наконец, приехали в древний город Селевкуя (Seleukeia), первоначальное название города – Либре. В городе сохранилась торговая площадь, бани, мавзолей, некрополь.
В дальнейших планах у нас было проехать от Селевкуи напрямую к дамбе. Мы заранее загрузили в навигатор трек Манавгатского марафона. Однако проехать по этому треку не получилось, так как трек начал плутать в лесу по непроезжим зарослям без какого-либо намека на дорогу. Пришлось возвращаться обратно и делать еще один крюк.
Вот мы уже выехали на дорогу, ведущую к дамбе. Ехать до дамбы километров 15, время уже 4 часа дня, силы нас покидают, а мы еще даже не на обратном пути. Перед дамбой стоит блокпост жандармерии. Торгуют билетиками для посещения дамбы. Билетик стоит 2 лиры. Так как время поджимало, а сил уже не было решили на верх дамбы не подниматься, а поехать обратно с другой стороны Манавгатского водохранилища. Путь предстоял неблизкий.
На очередном серпантине силы Гюзель покинули и она сообщила, что ехать дальше не может. Делать нечего – надо искать транспорт. Оставил ее у дороги и спустился к деревне. Тут вижу – едет пикап Ниссан – то, что надо! Кое-как объяснил водителю, что я от него хочу, кинул велосипед в кузов. Заехали в гору, забрали Гюзель, погрузили второй велосипед. Договорились с водителем, что он отвезет нас в Манавгат за 50 лир. Водитель понимал только по-турецки и если бы не базовые знания Гюзель турецкого языка, то изъясниться было бы крайне трудно. В Манавгате водитель предложил довезти нас прямо до отеля. Сходимся на 50 долларах, едем. Надо сказать, что нам очень повезло с этим пикапом. Если бы не он, то неизвестно вернулись бы мы до темноты в отель или нет.
На карте синим обозначен наш путь на велосипеде, а оранжевым – на машине.
Велосипедный пробег за день – 70 км.
Оля и Дима в этот день разведывали грунтовые дороги близлежащей местности.
26 апреля – АнтальяПосле таких приключений захотелось отдохнуть денек от велосипедов и скататься на автобусе в Анталью. Главной целью стал
аквариум. Аквариум превзошел все ожидания – очень красиво и интересно. Представлены всевозможные виды морских обитателей: от крошечных морских коньков до акул.
Затем погуляли по старому городу и по набережной, прокатились на старом и новом трамваях. Новый трамвай – супер, Челябинску такого точно не хватает.
27 апреля – Чолаклы – Явурдоган – Куюмкулар – Еникёй – ЧолаклыВ этот день мы с Гюзель решили снова прокатиться по близлежащим грунтовым дорогам. Поехали вокруг горы Гёю. Поездка оказалась непростой – довольно приличный набор высоты, жаркая погода, грунтовые дороги. По пути навстречу попался джип, за рулем которого сидел местный гид, а на пассажирском месте – европейский турист. Это что-то вроде индивидуального джип-сафари.
Населенных пунктов на маршруте было мало и воду приходилось пополнять в ручье – благо нашли ручей с чистой водой.
В самой дальней точке нашего кольцевого маршрута встретили пару немецких катальщиков – они ехали примерно по тому же маршруту, но в противоположном направлении.
Трек поездки Пробег за день – 61 км.
28 апреля – АланьяНаш отель находится прямо посередине между Антальей и Аланьей. В Анталью мы уже съездили на автобусе, а вот в Аланью решили прокатиться на велосипеде. Поехали втроем – я, Дима и Оля.
До Аланьи около 76 км в одну сторону. Выехали сразу после завтрака и за три с половиной часа доехали до города. В Аланьи сразу поехали на крепость, которая находится на возвышенности. К крепости ведёт двухкилометровый крутой серпантин, но ехать можно везде. Вход на крепость платный – 10 лир. Пристегнули велосипеды у входа в крепость и пошли гулять налегке. Вид с крепости открывается великолепный. В крепости встретили двух велотуристов – парня из Москвы и девушку из Пензы. Они также живут в отеле, но выезжают не только на однодневные поездки, но и с ночевкой в палатке.
Осмотрев крепость, пообедали в кафешке. Тавук-гювеч и домашний айран оказались очень хороши. В четыре часа дня выехали обратно и к восьми вечера были в отеле – успели до темноты. По дороге покупали очень вкусные местные маленькие бананы по 3 лиры за килограмм.
Дневной пробег – 160 км.
29 апреля – Аспендос, дикий пляжОля с Димой предложили съездить на ещё один дикий пляж – чуть дальше. А нам с Гюзель хотелось ещё съездить на руины древнего города Аспендос. Решили, что мы после Аспендоса заедем к ним на пляж, для этого заранее обозначили точку пляжа на навигаторах.
Аспендос – это древний греко-римский город, в котором хорошо сохранился амфитеатр, акведук, храмы, базилика, торговая площадь. Близ Аспендоса расположена арена Глория Аспендос, на которой проходят выступления танцевального ансамбля «Огни Анатолии».
Площадь руин Аспендоса довольно большая. Вход платный – 15 лир. Но через задние ворота – бесплатно
. Спрятали велосипеды под деревом и пошли гулять пешком. Самое большое впечатление произвели амфитеатр и акведук.
После Аспендоса перекусили в придорожном магазине-кафе и поехали к Оле с Димой на пляж. Точка на навигаторе очень помогла – приехали точно и почти в одно и то же время. На пляже кроме нас никого не было, не считая пары мёртвых черепах. Вдоволь накупавшись и погревшись на вечернем солнце, поехали обратно.
Дневной пробег – 65 км.
30 апреляЭтот день решили посвятить пассивному отдыху
.
1 мая – гора ГёюЗаключительную поездку было решено совершить на вершину близлежащей горы Гёю (Ğöğü) – около 500 метров, вокруг которой мы катались в предыдущие дни. На вершине виднелся белый домик, и Дмитрию очень хотелось узнать, что это такое. Именно он и стал инициатором этой поездки. Накануне нарисовали трек на Гугл-ёрсе прямо на вершину. Быстро доехали по равнине до деревни под горой и дальше поехали по грунтовке. Заметили, что немного отклонились от трека, но едем по дороге. Оказалось, что мы свернули не туда, куда планировали и едем по параллельной дороге, но в направлении вершины. Решили ехать по ней и дальше. Дорога продолжает петлять серпантином и разветвляться. Выбираем повороты в сторону вершины. Солнце припекает. Хорошо, что взяли с собой дополнительные фляги с водой в карманы веломаек, так как пополнить запасы негде.
Но вот уже заветный домик на вершине уже близко. Последний рывок и мы на вершине! Оказалось, что в доме живет семья лесника. Фотографируемся на фоне шикарной панорамы.
Семья лесника в это время готовила обед, и они предложили нам присоединиться к ним. От обеда мы отказались, но попросили их наполнить наши фляги водой, так как потратили почти всю воду на подъёме.
Обратно спускались по заранее нарисованному треку – по хорошей прямой грунтовке. Спустились довольно быстро.
Спасибо Диме за то, что настоял на поездке на Гёю – хорошая точка в нашем велосипедном отпуске.
Трек поездкиДневной пробег – 44 км.
2 мая – сборыПора собираться домой. Упаковывали велосипеды, наслаждались последними часами на море.
3 – 4 мая – обратная дорогаБлагополучно погрузились в трансферный автобус, а затем и в самолёт и в 3 часа ночи были уже в Екатеринбурге. В Челябинск планировали ехать на автобусе прямо из Кольцово. Пошли в кассы, но там оказалось, что они могут продать только пять билетов, остальные продают на Северном автовокзале. Осталось всего три билета, а нам надо четыре. Решаем купить билет прямо у водителя. Просидели в аэропорту до 7:15 и пошли на посадку в автобус. А автобуса всё нет и нет. Уже 7:45, а автобуса так и не видели. Спросили в кассе – говорят, что автобус был. Ничего не понятно, правды так и не добились.
Решили поехать на автобусе №1 до Северного автовокзала и сесть на автобус там. Но оказалось, что ближайший автобус ещё не скоро. Решаем ехать на поезде Новый Уренгой – Челябинск. Ещё 6 часов мариноваться в плацкарте %-\. Ну не могут велотуристы без поезда обойтись
.
Фотогалерея поездкиВидео© 2013 Руслан Абдулин.
Фотографии: Руслан Абдулин, Дмитрий Бычков.
Видео: Руслан Абдулин, Гюзель Аралбаева.