Предварительный анализ причин схода на PBP при наличии самого большого в России наката в этом сезоне (5 квалификационных серий по 1500 км, включая горные маршруты, два супербревета по 1000 км, включая горный маршрут):
1. Невозможность использования стартового пакета Предполагалось, что в случае ухудшения погоды на маршрут будут взяты вещи из стартового пакета (с собой во Францию ничего кроме велосипеда не брал). Фляга – белого цвета, не подошла под стиль черного МТБ. Пакет для документов – не являлся водонепроницаемым. Джерси – высокая маркость белых участков. Светоотражающий жилет – нет защиты от ветра, материал напоминает пластик с крупной сеткой (в нем можно вспотеть при подъеме в горку и переохладиться при спуске), в сложенном состоянии занимает больше места, чем велокуртка. Рюкзачок – тонкие тесемки, ненадежные швы. Итого проблематичность использования на маршруте всего того, что было выдано организаторами.
2. Невозможность приобретения необходимой велоэкипировки Веломагазины были в достаточном количестве, в частности, возле моей гостиницы было четыре крупных веломагазина, цены в них сравнительно высокие, ассортимент для городской езды. На месте регистрации и проверки велосипедов были передвижные филиалы веломагазинов, ассортимент в них подходящий, однако не нашлось подходящих цветов. Небольшой ассортимент велоодежды был представлен на некоторых контрольных пунктах, однако холодной ночью, когда желание обновить гардероб особенно окрепло, они НЕ работали.
3. Отсутствие небольшого спас.одеяла (фольги) Дома оставил спас.одеяло, данное мне Дмитрием Юдиным после пройденной с ним одной из 600к специально для ПБП. На КП перед разворотом мне один из наших участников подарил спас.одеяло, а также мне подарил иностранный участник еще одно (новое) спас.одеяло уже после схода. Днем (после второй холодной ночи) несколько спас.одеял лежало на обочине.
4. Отсутствие проверенного питания Я обычно не ем на бреветах, включая супербреветы. Здесь же почему-то захотелось сразу отдать дань традиции пить кока-колу на данном супербревете, однако кока-кола (2 евро за банку на КП против 4 евро за банку в баре перед КП) оказалась ледяной – не зная это, чтобы не искать мелочь и не стоять второй раз в очереди, купил сразу 5 банок на улице на КП. Вести их не в чем (сумок на велосипеде нет), в бачок заливать не стал, так как это химия и она разъест стенки бачка, так что выпил залпом в холоде ночи. В принципе горло было готово к подобному. На следующем КП купил уже только 3 стеклянных бутылки кока-колы, причем в помещении на КП, однако они оказались настолько ледяными, что пришлось их вытряхивать со льдом в стакан. Опять быстро выпил все три. А с утра (спустя всего 1/6 маршрута) из-за горла не мог ни пить, ни есть, ни дышать через рот до разворота, что привело к обезвоживанию, слабости и нехватке сил, а также обострилось во время следующей самой холодной ночи – организм не мог сам себя обогревать, хотя продолжала чувствоваться неистраченная сила в ногах. Один из знакомых опытных рандоннёров на КП отметил, что это результат снижения иммунитета.
5. Незнание маршрута К сожалению, до последнего момента пришлось занимался судебными делами, так что даже карту Парижа заливал в сотовый, когда уже ждало такси в аэропорт. К тому же накануне старта оказалось, что последний участок официального маршрута (после предпоследнего КП) был полностью изменен из-за ремонта дороги. Новый участок не был прямолинейным и на нем была высока вероятность по ошибке уйти с маршрута. Из-за плохого зрения даже днем я не всегда видел таблички (некоторые таблички располагались за перекрестком и указывали направление прямо, мол правильно, что не свернули – особенно такие я не мог видеть) и несколько раз уезжал не туда, особенно во время скоростного спуска с горки, из-за чего терялось время на подъемы обратно и поиск указателей. Один раз не увидел и пролетел на скорости мимо даже группы волонтеров, направляющих поток велосипедистов на секретный ПК – мне кричали вдогонку «брейк…» (тормози). Очевидно, что таблички как раз с последнего участка в основном снимали сами участники, ехавшими одними из последних, на память. Залить измененный участок в велокомпьютер с GPS не было возможности, так как для этого необходим ноутбук со специальной программой для этого. На маршруте не было возможности выйти в Интернет, чтобы, например, посмотреть гугл карты.
6. Неблагоприятная погода: встречный ветер, дождь Говорят, что такого встречного ветра, который был в этом году, на ПБП никогда не было. Когда прибыл в Париж запомнились порванные от порывов ветра флаги возле автомагазинов. На горном велосипеде с прямым рулем и без рогов (не было даже рожков по краям – а вдруг не пропустили бы на проверке), без езды в группе на колесе (поначалу обгонял все группы на шоссерах, не находя достаточно быстрой для себя), просто собирал весь встречный ветер прямой посадкой все 600+ км. В холодный дождь попадал перед стартом (вымыло всю смазку) и холодной ночью на маршруте. Ветер, который мог стать попутным, на обратном пути стих.
7. Дороги, асфальтовое покрытие и трафик Дороги с одной стороны сравнительно намного лучше, чем в России, с другой – по ним ехать ночью лично мне из-за плохого зрения и повышенного требования к безопасности приходилось на тормозах. Действительно, боковой разметки обочины нет, дорога может неожиданно резко сузиться вдвое сразу с двух сторон (на месте остановок), посередине встречаются разделители из брусчатки – налетев на одну из них передо мной упал один из гонщиков. Люки цельные и действительно вровень с асфальтом, но по краям дороги ливневки, иногда с прутьями вдоль движения, а также невысокие бордюры, незаметно переходящие в брусчатку. Ночью дороги не освещены, что критично при отсутствии луны и разметки. Уставшие рандоннёры, не предупреждая, останавливались посередине дороги во время подъема в группе, ложились с краю дороги с велосипедом, никак не обозначив себя ночью и т.п. Итак, на скорости по обочине ехать небезопасно – нет боковой разметки, по центру – тоже небезопасно, так как велика вероятность налететь на разделитель из брусчатки. На маршруте много крутых поворотов, один запомнился тем, что был внизу крутого спуска, а за ним сразу была стена дома, в которую влетали бы все, кто не впишется в поворот. Кстати, на участке сразу после старта были крутые как горки, так и повороты на них – в один из них едва успел вписаться на брусчатке на очень высокой скорости, с которой все гнали сразу после старта. Маршрут проложен по второстепенным дорогам, трафика почти совсем не было. На некоторых оживленных перекрестках волонтеры заранее останавливали машины, чтобы пропустить велосипедистов. Водители ведут себя предельно аккуратно, не бибикают – не принято это у них.
8. Рельеф Крутых перевалов, как на Урале или Алтае нет, нет и крутых холмов, как в Башкирии, однако много достаточно затяжных подъемов и спусков, при этом они извилистые, из-за чего приходится лишний раз сбрасывать скорость в целях безопасности. После предпоследнего перед разворотом КП, когда в самую холодную ночь (всего +3С на термометре возле кафе, и это в условиях высокой влажности, дополнительно снижающей ощущаемую температуру, и тумана) выехали наиболее сильные рандоннеры (многие сошли на данном КП), догнал быстро едущую группу и мы увлеченно понеслись дальше вместе. И вот летим мы как птицы ночью с крутого спуска, около 10 велосипедистов, а я вижу по навигатору, что впереди поворот на 90 градусов на узкой дороге, его видят и впереди едущие на шоссерах, а не все задние его, вероятно, видят! Я понимаю, что успею благодаря дисковым тормозам плавно войти вместе с переди несущимися в поворот, а другие то сзади на шоссерах без таких же мощных тормозов могут от неожиданности влететь в мое заднее колесо и сами упасть! В общем езда ночью в данных условиях показалась мне небезопасной как в группе, так и без нее.
9. Спальные КП Спальных КП было недостаточно. Оплатил 2 часа здорового сна на одном из КП ночью – сам проснулся от холода через час. Мне показалось, что на улице было теплее, чем в этом каменном помещении. Мне всего-то надо было погреться минут 20, а я переохладился там, где должен был отдохнуть и набраться сил. Необходимо понимать, что физически утомленный человек по-другому воспринимает низкие температуры.
10. Потери времени в очередях Ожидаемых очередей за печатью в дорожную карточку неожиданно не было (я закладывал по часу на каждом КП на стояние в очередях и ходьбу до стоянки с велосипедами), однако были длинные очереди за едой (некоторые ели/пили, находясь в очереди, оставляя небольшие кусочки для идентификации, чтобы им не забыли посчитать их на кассе) и, говорят, в WC.
Что можно сделать для снижения вероятности схода на аналогичных супербреветах:
1. Невозможность использования стартового пакета Использовать только проверенную экипировку и питание.
2. Невозможность приобретения велоэкипировки в веломагазине См. п.1
3. Отсутствие небольшого спас.одеяла (фольги) См. п.1.
4. Отсутствие проверенного питания См. п.1
5. Незнание маршрута Изучать маршрут в гугл картах, запоминать все развязки и возможные точки питания (кафе) или отдыха и укрытия от дождя, составлять подробные планы прохождения маршрута для различных условий. Брать с собой ноутбук со всеми необходимыми программами для изучения маршрута в случае его изменения и для обновления маршрута в велонавигаторе. Приобретать местную сим-карту для возможности выхода в Интернет и использования онлайн картографических сервисов.
6. Неблагоприятная погода: встречный ветер, дождь См. п.5.
7. Дороги, асфальтовое покрытие и трафик См. п.5.
8. Рельеф См. п.5.
9. Спальные КП См. п.5.
10. Потери времени в очередях См. п.5.
Таким образом, что я поменял бы в предстартовой подготовке к данному ПБП, если бы знал, что высок риск схода? Да, вероятно, почти ничего: так же поехал бы налегке, как ездил бреветы до этого, ведь я увидел Францию и прокатился с ветерком. Разве только отложил бы судебные дела в долгий ящик, чтобы предельно снизить стресс и как следствие не снижать иммунитет, сунул бы в карман фирменное джерси ПБП, чтобы использовать его как для утепления, так и для памятных фотографий на маршруте и на финише, а также, конечно, тщательно изучил бы маршрут и составил план, чтобы знать, где целесообразно отдохнуть, ведь как раз для этого я разработал калькулятор ПБП на нашем сайте еще вначале года, и некоторые успешно применили его. Во время самого супербревета постарался бы найти по российской велоформе свою группу и ехать с ней, ведь ехать унокаско 1200+ км тяжко.
Что могло повлиять – техника и иммунитет:
1. Техническая неисправность Велосипед был почти в идеальном состоянии (за исключением отсутствия рогов из-за запрета на них): полностью обновлена ходовая часть (shimano), в частности, даже были заменены лопнувшие после горной 400-ки перед самым ПБП соединяющие передние звезды бонки. Интересно, что регулятор переключения скоростей удалось настроить на порядок лучше, чем на предыдущих горных бреветах. Новые контакты устанавливал на новую велообувь уже во Франции, так как до этого не нашлось времени, поэтому, не имея возможности сравнить, как было установлено ранее, мог ошибиться, что критично на такой большой дистанции.
2. Переизбыток физической нагрузки Вначале последнего супербревета 1000 км, который был всего через несколько дней после горного супербевета 1000 км, потянул одну из мышц, которая так и не успела зажить до ПБП.
3. Расстройство сна Дома было некогда спать – круглосуточно отражал атаки хакеров на наш сайт. Нормально (насколько это возможно в гостинице) поспать удалось только перед ПБП.
4. Влияние алкоголя и никотина Алкоголь НЕ переношу, хотя и не отказал себе в удовольствии познакомиться с винной картой и заценить качественное французское вино предыдущего года ПБП за день до старта. НЕ курю и никогда НЕ курил.
5. Дефицит витаминов Даже если он и был, то почти был устранен накануне старта в результате дегустации пары десятков соков, включая экзотические. Хотя вспоминается случай, когда спустя пару дней после ПБП, после насыщенного экскурсиями дня в Париже без еды, вечером, только надкусив желтый банан, сразу почувствовал резкое ухудшение общего состояния, схожее с тяжелым состоянием на ПБП (после первого КП тоже пытался есть банан), хотя на следующий день целый ряд других экзотических фруктов зашел нормально.
6. Плохая экологическая обстановка, продолжительная интоксикация организма вредными выбросами Очевидно, имело место, ведь живем в суровом Челябинске.
|