На е1 мелькнуло, подробненько расписано...
Езда на колесе в тургруппе.
(Взято из материалов В. Шаламова В. Семенова)
Групповая тактика передвижения группы на туристическом маршруте применяется во всех видах туризма. А чем хуже велотуристы?
Для чего нужна групповая тактика.
1. Сохранить силы участникам.
2. Увеличить групповую скорость.
3. Увеличить расстояние, пройденное группой в течение дня.
4. И, как следствие, позволить группе больше увидеть, посетить больше интересных мест.
Когда можно применять езду на колесе.
1. Такой прием можно проводить только при достаточной ширине дороги и низкой интенсивности движения, т. к. требует занятия большей части шоссе, чем обычно.
2. В группе есть участники с разным уровнем физической подготовки.
3. Есть участки дорог с ровным, твердым покрытием.
4. Во время передвижения дует постоянный, сильный встречный ветер.
5. Позволяет техническое состояния велосипедов и физическое состояние участников.
«Ехать на колесе» нужно не от случая к случаю, если конечно, не ставится цель провести тренировку в условиях приближенных к походным. Выигрыш в применении этого приема заключается именно в продолжительном его применении. Нетрудно посчитать. При разности скоростей в 5 км, умножим на время «езды на колесе». В день можно «наехать» до 30 км.
Конечно, этот технический прием требует от участников предварительной подготовки, доброй воли и некоторой координации. Не сразу получится долго ехать на расстоянии 5 – 20 см от заднего колеса впереди едущего велосипеда. Причем, терпения нужно набраться и лидеру, его задача ничуть не легче. При лидировании, ведущий может ехать так, чтобы остальная группа могла ехать уступом с учетом направления ветра - если ветер встречно-боковой, ветер справа - уступ влево, но, это - если позволяет ширина дороги. Ведущий лидирует по самочувствию, затем сменяется. Уходит чуть влево, таким образом, пропуская всю группу или группу лидеров.
Заботы лидера:
1. Едущий впереди отвечает за тех, кто позади него.
2. Плавно набирать скорость и плавно сбрасывать ее.
3. Ехать как можно прямее, без рывков и неожиданных замедлений.
4. Если раньше можно было ехать и рассматривать окружающие пейзажи, то теперь необходимо с некоторым напряжением всматриваться в дорогу и в спидометр.
5. Теперь придется заранее принимать решение о том, с какой стороны лучше объезжать препятствия с точки зрения удобства для ведомого. Лидер должен помнить, что дорогу впереди видит только он, поэтому должен при обнаружении препятствия заранее и плавно сместиться влево или вправо, либо снизить скорость, так, чтобы все гарантированно успели повторить маневр. При большом смещении в сторону или почти полной остановке необходимо показать знак поворота в нужную сторону, либо знак стоп. Нельзя объезжать препятствие резким движением в последний момент. При объезде препятствия лидер и все остальные за ним, вплоть до предпоследнего в группе, должны указать на препятствие рукой, т.к. возможно, кто-то его не заметил. Можно дублировать жесты голосом. Лидер показывает поворот заранее и первым, чтобы остальные успели среагировать.
6. Учитывать с какой стороны дует ветер.
7. Обычно порядок смены в группе следующий: лидер, почувствовав, что ему необходим отдых, плавно смещается влево и замедляется так, что его обгоняет группа, и пристраивается позади всех. Лидером становится второй велосипедист и так далее. Частота смены ведущего может определяться по-разному. Более сильные участники могут находиться впереди дольше остальных.
8. Техническое замечание. Заднее крыло ведущего должно быть настолько длинным, чтобы обеспечить отсекание потоков воды и грязи, летящих с колеса в сырую погоду.
Заботы ведомого:
1. Стараться вести свой велосипед как можно ближе к заднему колесу лидера. И не паниковать при касании своим колесом заднего колеса лидера, а стараться оттолкнуться от него движением руля.
2. Дублировать жесты лидера.
На первом этапе тренировок «езды на колесе» будет трудно сохранять постоянное внимание. Сначала сковывает страх от возможности задеть за колесо лидера. Расстояние между колесами часто меняется от неопытности. При определенных условиях (встречный ветер, скорость передвижения, расстояние между колесами) может возникнуть подтягивающая сила, которая накатывает задний велосипед на велосипед лидера. Поэтому на первых тренировках ведомому придется постоянно то разгоняться, то притормаживать для этого потребуются дополнительные усилия и физические и нервные. Ведомому необходимо чувствовать направление встречного воздушного потока. Причем, поймав поток грудью, ты можешь уже не удержаться «на колесе». Порой придется ловить краем уха малейшее дуновение потока и уходить в подветренное пространство. В голове должен работать своеобразный компьютер, просчитывающий варианты. С первой поездки трудно ожидать положительных результатов – это скорее работа на будущее. Борюсь с одним участником уже три года. Ему не нравится ехать в постоянном напряжении, с риском падения, не имея возможности посмотреть по сторонам. Со временем, когда натренируются руки, ноги, голова, тогда появится возможность не напрягаться, вертеть головой по сторонам, замечать красоту пейзажей, не упуская из бокового зрения качество дорожного покрытия, и расстояние до колеса лидера. Но не надо думать, что это умение придет само собой. Придется запастись терпением, каждую тренировку уделять побольше времени этому сложному техническому приему.
Теперь расскажу о своем личном опыте. Когда начинал осваивать этот прием, то и велосипед у меня был низкого уровня, и физическая подготовка оставляла желать лучшего – это и привело меня впервые «на колесо». Не хотел задерживать группу и вежливо попросил разрешения. Не мог раскрутить педали, а переключатель низкого уровня не включал необходимую передачу (может, настроить не умел). Оказалось это дело не совсем простым. То наезжаешь на колесо ведущего, то не успеваешь среагировать, и тебя сдувает с колеса и потом приходится устраивать спурт, чтобы догнать лидера. В следующий раз в первый день похода II к.с. закололо в колене. Дул постоянный встречный ветер, но ребята почему-то гнали как шальные. Это был мой первый категорийный велосипедный маршрут, не хотелось «ударить в грязь лицом». В тренировочном цикле накатал 300 км, как потом оказалось, самый большой накат из всех участников похода. Но, может ветер, продувал колени, или опыта не хватало, или баул перегрузил. Удалось набраться опыта «езды на колесе» в течение нескольких часов. К концу дня уже ехал, не напрягаясь, следя за дистанцией и покрытием боковым зрением. Как говорится, научился не мешать головой, рукам и ногам делать свое дело. Последнее предложение каждый должен усвоить и почувствовать и натрениеровать.
А, вот, лидером, оказалось, работать намного сложнее. Вернее, легко было лидировать с сильными участниками, там лишь заботься о прямолинейной езде. А вот со слабым ведомым, оказалось, ехать намного сложнее. Ехать нужно не просто по прямой, а по максимально гладкой прямой, то есть еще прощитывать качество покрытия. Скорость тоже все время приходится выбирать максимально приближенную к возможностям ведомого. Разгонишься быстрее – напарник «слетит» с колеса, поедешь тише – теряется смысл групповой езды. Устаю очень сильно. Постоянное напряжение. Зато, какое удовольствие доставляют удивленные лица группы, когда ты привозишь отстающего.
Все время движения в группе необходимо быть внимательным к своему поведению, подстраиваться под остальных. Не помешает взаимная осмотрительность, тогда вы сможете вовремя сообщить товарищу о замеченных неполадках в его снаряжении и велосипеде.
ВНИМАНИЕ! В группе нельзя сморкаться, плеваться и т.п. С очень большой вероятностью все это попадет в едущих позади. Этими вещами можно заняться, когда окажетесь крайним с хвоста
Отсюда